Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Организация питания детей школьного возраста

18.09.2020
2772
0
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В санитарных правилах 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» говорится: «...физиологические особенности детей школьного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов, в том числе пищеварительной системы, дальнейшим развитием интеллектуальной сферы».

В связи с этим потребность детей этого возраста в основных пищевых веществах и энергии существенно увеличивается по сравнению с детьми дошкольного возраста. При этом соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Белковый компонент пищевого рациона формируется, прежде всего, за счёт продуктов, являющихся основными источниками белков, к числу которых относятся молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца.

Ежедневное количество молока и молочных продуктов должно составлять около 500 мл, причём предпочтение отдаётся кисломолочным продуктам. Сохраняют свое значение творог и сыр, содержащие не только полноценный белок, но также являющиеся основными источниками кальция и витамина В2 (рибофлавина).

Рекомендуемое количество мяса (включая субпродукты) составляет 100 г. в день, рыбы — 50 г. В питании школьников можно использовать и субпродукты (сердце, язык, печень), богатые железом, витамином А, витамином В12 и фолиевой кислотой.

Жировой компонент рациона обычно формируется из сливочного и растительных масел, ежедневное количество которых составляет, примерно, 25 и 8-10 г., соответственно. Растительное масло необходимо как источник полиненасыщенных жирных кислот, не синтезирующихся в организме, и поступающих только с пищей. Растительные масла содержат также витамин Е — основной природный антиоксидант.

Основными источниками углеводов являются крупы, макаронные и хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия, овощи и фрукты. Рекомендуемое количество картофеля составляет 150-200 г., а овощей — 250-300 г. в день, причём в разнообразном ассортименте (капуста, свекла, морковь, кабачки, тыква, томаты, огурцы, различная зелень). Фрукты (150-200 г. в день) могут использоваться самые разные — от яблок до тропических манго и авокадо. Кроме того, могут использоваться соки, сухие и быстрозамороженные фрукты и овощи. Крупы используются для приготовления каш, супов, гарниров, пудингов, запеканок и др. Их количество должно быть примерно 40-45 г. в сутки.

В рационе питания можно также использовать фасоль, горох, которые могут входить в состав супов, а зелёный горошек — в качестве гарнира и в салатах.

Ежедневное количество хлеба составляет 70-80 г., 1/3 которого приходится на долю ржаного хлеба.

Количество сахара должно составлять 40-50 г., кондитерских изделий — 30-40 г.

В правильной организации питания детей школьного возраста большое значение имеет и соблюдение необходимых объёмов блюд. В этом возрасте общее количество пищи составляет примерно 1500 г.

Наряду с обеспечением школьников всеми группами продуктов важно соблюдение режима питания, который зависит от режима обучения в школе, учебной нагрузки, занятий спортом и других моментов.

Однако, надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребёнка выработалась привычка есть в определённое время. В отличие от дошкольников, кулинарная обработка продуктов для школьников старшего возраста практически не отличается от кулинарной обработки продуктов для взрослых. В их рационах могут быть и жареные, и запечённые блюда (в частности, антрекоты, шницели, эскалопы) и закусочные консервы. В то же время школьникам 7 – 10 лет необходимы определённые щадящие элементы, их рационы должны включать ограниченные количества жареных блюд, специй и пряностей, маринадов.

В идеале школьное питание должно включать горячий завтрак и обед, а для детей, посещающих группы продленного дня — и полдник. Кроме того, во многих городских школах функционируют школьные буфеты. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда, которые должны обеспечивать 25% и 35% от суточной потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в сумме обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности; Рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в зависимости от возраста (для 7 – 10 лет и 11 – 17 лет).

Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10 – 11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

Продукты, используемые в школьном питании, должны пройти гигиеническую экспертизу в установленном порядке и иметь соответствующие разрешительные документы (ТУ, утверждённые в установленном порядке гигиенический сертификат, санитарно-эпидемиологическое заключение или регистрационное удостоверение).

Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение использования пищевых добавок и ароматизаторов, соли, специй). Питание детей должно организовываться с учётом дифференциального подхода к рациону питания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Организация горячего питания предполагает использование горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков. Завтрак содержит какое-либо горячее блюдо — творожное, яичное, мясное, крупяное (молочно-крупяное), в качестве питья — горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток с молоком) и соки. В обед обязательно первое блюдо, мясное или рыбное блюдо с гарниром, в том числе из овощей и напиток (соки, компоты из свежих или сухих фруктов); целесообразно также в обед давать детям свежие фрукты. На ужин обычно рекомендуется рыба, молочные, крупяные, овощные, творожные или яичные блюда Выход блюд предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией.

Примерный объём порций для детей школьного возраста:

Блюда

7 – 10 лет

11 – 17 лет

Холодные закуски (салаты, винегреты)

50 – 75 г.

50 – 100 г.

Каша, овощное блюдо

200 г.

250 г.

Первые блюда

250 г.

300 г.

Вторые блюда (мясо, рыба)

75 – 130 г.

75 – 170 г.

Гарниры

150 – 250 г.

200 – 270 г.

Напитки

200 мл

200 мл

Хлеб*

30 г. (пшеничный)

20 г. (ржано-пшеничный)

При составлении меню, с учётом фактического наличия продуктов, допускается замена блюд (кулинарных изделий) при условии эквивалентности их пищевой и энергетической ценности. Температура первого блюда при раздаче должна быть около 60°С, второго — около 50°С. продолжительность приёма пищи ребёнком должна быть 15 – 20 мин., обеда — 30 мин. Питание подростков в организованных коллективах должно находиться под постоянным контролем со стороны медицинских работников подростковых учреждений.                   

Автор: помощник санитарного врача Надежда Колдаева
Источник: Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Шиловском районе»