Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Поколение – Z…..

16.10.2020
1569
0
Современных подростков тех, кто родился после 2000 года, часто называют «поколением - Z».

У поколения - Z много особенностей, основными из которых являются:

  • повышенная лабильность в получении и добывании информации;
  • разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и пр.? Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает. Почему так происходит и что с этим делать?

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. Они не мыслят себя без Интернета. Подростки не готовы подолгуконцентрировать внимание на чём-либо. Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. В идеале информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для детей нового поколения онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне. Одиночество зачастую страшит подростков, так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся “выпадения” из социума. Подростки умеют бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.

Согласно одному из исследований, средний возраст детей, получающих первый смартфон в США, сейчас составляет 10,3 года. Многие из этих телефонов являются телефонами мам или пап, но среди детей от 12 до 17 лет почти 80% идентифицируются как пользователи смартфонов. Масштабные исследования на территории России не проводились, но то, что вы каждый день встречаете детей с гаджетами перед собой, говорит о повсеместной “гаджетизации” детей и подростков.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит потеря внимания, снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна. Использование соцсетей, мессенджеров и пр. вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно. Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей гаджетов (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.

Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Они проверяют сообщения и обновления в т.ч. и ночью – сразу, как только проснутся. Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя. Согласно исследованию, в 2018-2019г.г. число подростков, которые спят меньше 7 часов в сутки, увеличилось на 22%.Помимо беспокойного и неполноценного сна здесь таится ещё одна опасность. Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению циркадных ритмов организма (внутренних часов), изменению в выработке мелатонина и бессоннице. Также, как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.

Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий. Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых. Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица (это может привести к её воспалению, эрозии и прочим неприятным последствиям вплоть до серьезной потери зрения), и тем больше утомлён наш глаз.

Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Если добавить к этому повсеместную доступность жирной и калорийной пищи, то опасность возникновения ожирения становиться очень ощутимой. Также снижение социального (живого) общения в отсроченной перспективе приводит к росту депрессивных состояний. Опасность социально-психологическая заключается в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток. Благодаря анонимности в социальных сетях и интернете в целом, общение там в основном идёт инкогнито. В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять такому агрессивному воздействию и защищать себя в сети. Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам и пр.

К сожалению, наших детей и подростков не учат грамотному поведению в интернет-пространстве так же, как учат переходить улицу, правилам дорожного движения, поведению в лифте и пр. Интернет и жизнь онлайн прочно вошли в нашу жизнь, и подросткам нужно знать правила поведения там так же, как и правила поведения в обычной жизни. Необдуманно размещённая фотография личного или интимного содержания, необдуманный пост или комментарий легко могут привести к шантажу автора.

Расскажите своим детям о правилах безопасности в сети, научите их безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах!!!

Доверчивые дети, и дети, особенно зависимые от общения, могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как “группы смерти“. В этих группах дети играют в некие “игры”, в которых им “куратор” даёт разные задания, а ребёнок их выполняет и отчитывается. Для ребёнка эта игра, которая зачастую заводит очень далеко.

Способность мыслить критически – это то, что спасёт вашего ребенка в данной ситуации. Как развить критическое мышление? Объясните ему, что всегда нужно задавать себе вопрос – зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать? И много-много других вопросов. Главное – уметь анализировать поступающую информацию и задавать вопросы – возможно, неудобные для “кураторов” и лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить ребенка.

Можно ли избежать гаджет-зависимости и как это сделать?

Так можно ли избежать зависимости от гаджета? Ответ, на мой взгляд, очевиден – избежать гаджетов невозможно. А вот минимизировать возникновение зависимости от них и их воздействие – можно. Используйте гаджеты в качестве помощников!

Для начала родителям нужно понять, что гаджеты в жизни их ребёнка такое же естественное явление, как телевидение или радио в мире родителей. Подростки практически “родились со смартфонами в руках”. Исходя из этого, приходит понимание, что взаимодействовать с подростками нужно по-другому. Учить их тоже нужно по-другому. Множество проблем современной педагогики растёт из непонимания особенностей современного взаимодействия подростка и мира. Подростки болезненно отреагируют на запрет гаджета, но неаргументированное ограничение времени использования могут пойти весьма спокойно.

Предложите ребёнку обучающие программы, которые можно проходить онлайн, используя гаджет. Существует огромная разница между обычными онлайн играми и играми для ума, эффективность которых доказана научным путём. Только такие игры действительно помогут развить ваши когнитивные способности. Результативность игр «CogniFit» подтверждена экспертами и независимыми научными исследованиями.

Автор: Помощник санитарного врача филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Рязанской области в Шиловском районе» НАДЕЖДА КОЛДАЕВА